Правовое регулирование деятельности организаций, осуществляющих инвестиционную деятельность в форме капитальных вложений

Объем направляемых в национальную экономику инвестиций зависит от уровня доходности реальных и финансовых активов, а также степени их надежности и защищенности от предпринимательского риска. Участие государства в регулировании инвестиционной деятельности хозяйствующих субъектов заключается в следующем.

1. Государство выступает в качестве системообразующего субъекта, так как создает нормативно-правовую базу, единую для всех участников инвестиционного процесса, включая и реализацию реальных проектов.

2. Государство само является субъектом инвестиционной деятельности, выделяя бюджетные средства на конкурсной основе непосредственно инвесторам (заказчикам проектов). Следует иметь в виду, что государство не преследует в качестве основной цели инвестиционной деятельности получение максимальной прибыли от реализации проектов, на финансирование которых направляет бюджетные средства.

Государство при принятии инвестиционных решений руководствуется иными принципами, чем другие хозяйствующие субъекты при оценке эффективности реальных проектов (например, достижение максимальной социальной и экологической эффективности инвестиций).

3. Государство определяет стратегию поведения частных и индивидуальных инвесторов на рынке инвестиционных товаров путем проведения взвешенной финансовой и денежно-кредитной политики, создавая благоприятные условия для реализации долгосрочных инвестиций.

4. Исходя из состояния экономики (уровня инфляции, устойчивости бюджетной системы, структуры производства, платежеспособного спроса населения на товары и услуги и иных факторов) применяют те или иные концепции регулирования рынка инвестиционных товаров. При этом любая концепция базируется на целевых установках двух уровней:

1) конечных целей — рост валового внутреннего продукта, увеличение занятости населения, снижение темпов инфляции и др.;

2) промежуточных целей — соотношение между спросом на капитал предложением, процентные ставки на кредитные ресурсы, динамика денежной массы и проч.

Конечные (стратегические) цели определяют степень воздействия данной формы финансовой и денежно-кредитной политики на производство.

Промежуточные цели служат ориентирами регулирования пропорций между спросом на ресурсы и их предложением в финансовой и денежно-кредитной сферах.

Принципы регулирования инвестиционной сферы в Российской Федерации определены федеральными законами «Об инвестиционной деятельности в Российской Федерации, осуществляемой в форме капитальных вложений» от 25 февраля 1999 г. № 39-Ф3 и «Об иностранных инвестициях в Российской Федерации» от 9 июля 1999 г.

Можно отметить следующие черты этих законов:



• расширительная трактовка инвестиций и инвестиционной деятельности как вложения инвестиций и осуществления практических действий для получения прибыли или другого полезного эффекта;

• четкая и конкретная формулировка основных понятий, характеризующих инвестиционную сферу, что создает единую терминологию для анализа инвестиционного процесса (например капиталовложения, инвестиционный проект, приоритетный инвестиционный проект, объекты и субъекты инвестиционной деятельности и др.);

• легализация сферы негосударственного инвестирования, функционирующей на основе договоров между субъектами инвестиционной деятельности (застройщиками и подрядчиками);

• широкий перечень мер государственного регулирования инвестиционной деятельности, включая экономические и административные методы управления;

• комплексный характер защитных мер и гарантий государства в области инвестирования, в том числе для иностранных инвесторов;

• широкий перечень методов регулирования инвестиционной деятельности в форме капитальных вложений органами местного самоуправления.

Вместе с тем формирование правового поля инвестиционной деятельности в России не завершено, так как экономические преобразования в инвестиционной сфере остаются наиболее сложными.

Позитивным шагом в направлении дальнейшего совершенствования законодательной и нормативной базы инвестирования служит принятие нового Градостроительного кодекса от 29 декабря 2004 г. № 191-ФЗ. В данном нормативном акте предусмотрены важнейшие принципы градостроительной деятельности:

• обеспечение устойчивого развития территории на базе территориального планирования и градостроительного зонирования;

• достижение сбалансированности между экономическими, социальными и экологическими факторами для осуществления градостроительной деятельности;

• проведение строительства на основе документов территориального планирования и правил землепользования и застройки;

• участие индивидуальных инвесторов и их объединений в осуществлении градостроительной деятельности, обеспечение свободы такого участия;

• осуществление градостроительной деятельности с соблюдением требований технических регламентов, безопасности территорий, инженерно-технических требований, обеспечением предупреждения чрезвычайных ситуаций природного и технического характера;



• материальная ответственность юридических лиц и граждан за нарушение законодательства о градостроительной деятельности.

Формы регулирования инвестиционной деятельности можно объединить в три блока:

• создание благоприятных экономических условий для развития инвестиционной деятельности (налоговая политика, амортизационная политика, расширение использования средств населения и других внебюджетных источников, развитие возможностей использования залога при кредитовании инвесторов, развитие финансового лизинга движимого и недвижимого имущества и т.д.);

• прямое участие государства в инвестиционной деятельности, осуществляемой в форме капитальных вложений (разработка, утверждение и финансирование инвестиционных проектов, осуществляемых за счет средств федерального бюджета и бюджетов субъектов Российской Федерации, а также реализуемых Россией совместно с иностранными инвесторами; размещение на конкурсной основе средств федерального бюджета и средств бюджетов субъектов Российской Федерации для финансирования проектов; предоставление концессий отечественным и иностранным инвесторам по итогам торгов (конкурсов и аукционов); вовлечение в инвестиционный процесс временно приостановленных и законсервированных строек и объектов, находящихся в государственной собственности и др.);

• иные формы регулирования инвестиционной деятельности, экспертиза инвестиционных проектов, защита законных прав и интересов субъектов инвестиционной деятельности, включая иностранных инвесторов);

Дифференциацию сроков окупаемости инвестиционных проектов исходя из видов, предоставление иммунитета от изменения налогового законодательства по наиболее важным проектам устанавливает Правительство РФ.

Сущность первого блока — создание благоприятных экономических условий для развития инвестиционной деятельности — заключается во взвешенной налоговой политике. Данная политика в сфере инвестиционной деятельности включает совершенствование системы налогов, установление для субъектов этой деятельности специальных налоговых режимов, не носящих индивидуальный характер.

Для инвесторов, осуществляющих такие проекты, предусмотрены особые гарантии возврата их вложений и своеобразная защита от изменения налогового законодательства в сторону увеличения налоговой нагрузки.

Согласно тексту данного Закона стабильность налогового режима для инвестора, реализующего инвестиционный проект, гарантируется в течение срока окупаемости, но не более семи лет со дня начала его финансирования.

Правительству РФ фактически делегированы полномочия предоставлять налоговые льготы отдельным инвесторам, а не категориям налогоплательщиков, поскольку сохранение режима пониженного налогообложения есть по существу снижение налоговых платежей (то есть налоговая льгота). Такое положение противоречит общим принципам построения налоговой системы Российской Федерации, в частности текста статьи 56 Налогового Кодекса Российской Федерации, которая гласит: «Нормы налогового законодательства о налогах и сборах, определяющие основания, порядок и условия применения льгот по налогам и сборам, не могут носить индивидуального характера».

Закон «Об иностранных инвестициях в Российской Федерации» во многом подобен закону «Об инвестиционной деятельности в Российской Федерации, осуществляемой в форме капитальных вложений». Но, предоставляя инвесторам схожие права и обязанности, этот закон включает и ряд дополнений, в частности определяет понятия «иностранный инвестор», «иностранная инвестиция», «прямая иностранная инвестиция», «приоритетный инвестиционный проект», «реинвестирование» и др.

Прямая иностранная инвестиция представляет собой:

• приобретение иностранным инвестором не менее 10% доли, долей (вкладов) в уставном (складочном) капитале организации (предприятия), созданной или вновь образуемой на территории Российской Федерации в форме хозяйственного товарищества или общества;

• вложение капитала в основные средства филиала иностранного юридического лица, создаваемого на территории Российской Федерации;

• осуществление на территории Российской Федерации иностранным инвестором как арендодателем финансовой аренды (лизинга) оборудования.

Различие определений приоритетного инвестиционного проекта, содержащихся в указанных выше законах, очевидно. Закон «Об инвестиционной деятельности в Российской Федерации, осуществляемой в форме капитальных вложений» не содержит никаких конкретных параметров, которым должен соответствовать приоритетный инвестиционный проект для того, чтобы получить режим гарантий сохранения налогового режима, кроме решения Правительства Российской Федерации. Для иностранных инвестиций кроме согласия Правительства Российской Федерации предусмотрен ряд формальных требований к проекту: объем инвестиций в него должен составлять не менее 1 млрд руб. или вклад иностранного инвестора в уставный капитал организации (предприятия) с иностранным участием должен быть не менее 100 млн руб.

Закон «Об иностранных инвестициях в Российской Федерации» также распространяет положения о гарантиях неизменности налогового режима для инвесторов только на определенную категорию организаций (предприятий). Так, согласно ст. 9 данного Закона в случае неблагоприятного для инвестора изменения законодательства, приводящего к увеличению совокупной налоговой нагрузки на инвестиционный проект, эти изменения не применяют в отношении инвестора, реализующего приоритетный инвестиционный проект в течение срока его окупаемости, но не более семи лет с момента начала осуществления проекта.

Следует отметить, что из данного правила сделаны исключения. Статья 9 не страхует от изменения ставок таможенных пошлин, а также ставок акцизов и НДС, и это связано с экономическими интересами страны. Данная оговорка не случайна, так как именно таможенные пошлины, акцизы и НДС служат основными доходными источниками федерального бюджета. Эти косвенные налоги и составляют основную налоговую нагрузку на производителя товаров, поэтому фактически инвестор гарантирован только от неблагоприятного изменения менее значимых (второстепенных) налогов. Кроме того, данное правило распространяют только на приоритетные инвестиционные проекты, которые определяет Правительство РФ, а также на организации (предприятия) с иностранными инвестициями, если доля (вклад) иностранных инвесторов в уставном (складочном) капитале такой организации (предприятия) превышает 25%. Таким образом, в отношении инвесторов проводят неодинаковую налоговую политику по признаку объема вкладываемых средств.

На практике получается, что инвестор, вложивший средства в один проект, оказывается более защищен от неблагоприятного изменения налогового климата, чем инвестор, который диверсифицировал вложения и создал несколько различных производств с суммарным объемом инвестиций больше, чем у первого, но не подпадающих под определение приоритетного инвестиционного проекта.

Следует отметить определенную декларативность текста закона «Об иностранных инвестициях в Российской Федерации». В нем перечислены гарантии, предоставляемые иностранным инвесторам, однако не прописан конкретный механизм реализации данных гарантий.

Важной является гарантия возврата капитала, в том числе доходов, полученных законным путем на территории Российской Федерации, предусмотренная тестом ст. 11 указанного Закона.

Иностранный инвестор вправе после уплаты предусмотренных законодательством Российской Федерации налогов и сборов использовать оставшуюся прибыль (доход) для реинвестирования в стране или беспрепятственного вывоза за ее пределы.

Законодательство об инвестиционной деятельности в Российской Федерации предусматривает положение о гарантиях сохранения налогового режима для приоритетных проектов и закрепление за Правительством полномочий по предоставлению режима иммунитета от неблагоприятных изменений налогового климата.

В то же время положения указанных Законов не оказывают существенного влияния на принятие рядовым инвестором инвестиционных решений, а следовательно, лишены регулирующей силы. Принятие инвестиционных решений о вложении капитала в новый бизнес определяют следующие приоритетные факторы налогового характера:

• налогообложение привлечения капитала за счет заемных средств (отнесение выплаты процессов по кредитам на финансовый результат в состав внереализационных расходов);

• налогообложение операций по передаче средств новому юридическому лицу (взносы в уставный капитал, в том числе при ввозе имущества из-за границы, уплаты таможенных пошлин, приобретении акций и доли в уставном капитале);

• налогообложение прибыли от обычных видов деятельности (применение способов ускоренной амортизации и нематериальных активов), увеличение которого приводит к увеличению срока окупаемости проекта и снижению чистого притока денежных средств;

• возможность беспрепятственного вывоза прибыли (дохода), полученной от реализации проекта, за пределы Российской Федерации для иностранных инвесторов.

Таким образом, для реального стимулирования инвестиционной активности в Российской Федерации приоритетное значение имеют нормативные акты, определяющие порядок налогообложения предпринимательской деятельности, поскольку именно налоговая среда учитывается инвесторами в первую очередь при принятии решений о вложении капитала в реальные инвестиционные проекты. К таким нормативно-правовым актам относят в первую очередь Налоговый кодекс РФ, а также разъяснения к нему, предоставляемые Федеральной налоговой службой и Министерством финансов РФ.

Нормативная база, регулирующая порядок исчисления амортизации основных средств и нематериальных активов с позиции налогообложения, представлена в главе 25 «Налог на прибыль» Налогового кодекса РФ. Согласно НК РФ, амортизируемое имущество распределяют по амортизационным группам исходя из срока полезного использования. Сроком полезного использования признается период, в течение которого объект основных средств или нематериальных активов (инвентарный объект) служит для выполнения задач налогоплательщика. Последний определяет срок полезного использования амортизируемого имущества самостоятельно. Срок полезного использования нематериальных активов устанавливают исходя из срока действия патента, свидетельства и других ограничений сроков использования объектов интеллектуальной собственности, включая и договорные сроки. По нематериальным активам, по которым невозможно определить срок полезного использования конкретного инвестиционного проекта, нормы амортизации устанавливают из расчета десять лет (но не более срока деятельности налогоплательщика).

Амортизируемое имущество объединяют в следующие амортизационные группы:

• первая группа — все недолговечное имущество со сроком полезного использования от 1 года до 2 лет включительно;

• вторая группа — имущество со сроком полезного использования свыше 2 лет до 3 лет включительно;

• третья группа — имущество со сроком полезного использования свыше 3 лет до 5 лет включительно;

• четвертая группа — имущество со сроком полезного использования свыше 5 лет до 7 лет включительно;

• пятая группа — имущество со сроком полезного использования свыше 7 лет до 10 лет включительно;

• шестая группа — имущество со сроком полезного использования свыше 10 лет до 15 лет включительно;

• седьмая группа — имущество со сроком полезного использования свыше 15 лет до 20 лет включительно;

• восьмая группа — имущество со сроком полезного использования свыше 20 лет до 25 лет включительно;

• девятая группа — имущество со сроком полезного использования свыше 25 лет до 30 лет включительно;

• десятая группа — имущество со сроком полезного использования свыше 30 лет.

Классификацию основных средств, включаемых в амортизационные группы, устанавливает Правительство РФ. Для тех видов основных средств, которые не вошли в амортизационные группы, срок полезного использования определяет налогоплательщик исходя из технических условий и рекомендаций заводов-изготовите- лей.

Имущество, полученное (переданное) в аренду по договору финансовой аренды (договору лизинга), включает в соответствующую амортизационную группу та сторона, которой это имущество должно учитываться в соответствии с условиями договора.

С точки зрения регулирования инвестиционной активности организаций (предприятий) приоритетное значение имеет порядок начисления амортизации. С одной стороны, предоставление организации (предприятию) права списывать будущую стоимость основных средств в первые годы их эксплуатации позволяет быстрее окупить капиталовложения и повышает привлекательность проекта для инвестора. С другой стороны, не все инвестиционные проекты (особенно в первые годы реализации)создают денежный поток, достаточный для полного покрытия амортизационных отчислений. Поэтому в налоговом учете налогоплательщики начисляют амортизацию линейным либо нелинейным методами.

Сумму амортизации в целях налогообложения налогоплательщики рассчитывают ежемесячно отдельно по каждому объекту амортизируемого имущества. Налогоплательщик применяет линейный метод начисления к зданиям, сооружениям, передаточным устройствам, входящим в восьмую-девятую амортизационные группы, независимо от срока ввода в эксплуатацию этих объектов. К остальным основным средствам налогоплательщик вправе применять как традиционный линейный, так и нелинейный методы.

Начисление амортизации в отношении объекта амортизируемого имущества осуществляют в соответствии с нормой амортизации, определенной для данного объекта, исходя из срока его полезного использования. В случае использования линейного метода сумму начисленной за один месяц амортизации в отношении инвентарного объекта определяют как произведение его первоначальной (восстановительной) стоимости и нормы амортизации (в процентах), установленной для данного объекта. В этом случае для вычисления нормы амортизации применяют формулу


где На — норма амортизации в процентах к первоначальной (восстановительной) стоимости объекта; t — срок полезного использования данного объекта, выраженный в месяцах.

При использовании нелинейного метода сумму начисленной амортизации за один месяц в отношении объекта определяют как произведение остаточной стоимости инвентарного объекта и нормы амортизации.

Последнюю определяют по формуле:

На = (2: t ) х 100

где На — норма амортизации в процентах к остаточной стоимости данного инвентарного объекта; t — срок полезного использования данного объекта, выраженный в месяцах.

Следует иметь в виду, что с месяца, следующего за месяцем, в котором остаточная стоимость инвентарного объекта достигнет 29% от первоначальной (восстановительной) стоимости этого объекта, амортизацию по нему вычисляют в следующем порядке:

• остаточная стоимость объекта амортизируемого имущества в целях начисления амортизации фиксируется как его базовая стоимость для последующих расчетов;

• сумма начисленной за один месяц амортизации в отношении инвентарного объекта определяется путем деления его базовой стоимости на количество месяцев, оставшихся до истечения срока полезного использования данного объекта.

В отношении амортизируемых основных средств, используемых для работы в условиях агрессивной среды или повышенной сменности, налогоплательщик вправе применять к основной норме амортизации поправочный коэффициент, но не более 2. Для амортизируемых основных средств, которые являются предметом договора финансовой аренды (договора лизинга), к основной норме амортизации налогоплательщик вправе применять специальный коэффициент, но не свыше 3. Эти положения не распространяются на основные средства, относящиеся к первой, второй и третьей амортизационным группам, если эти основные средства амортизируют нелинейным методом.

По решению руководителя организации (предприятия), закрепленному в учетной политике для целей налогообложения, разрешено начислять амортизацию по пониженным нормам. Использование таких норм допускается только с начала и в течение всего налогового периода. При продаже амортизируемого имущества налогоплательщиком, использующим пониженные нормы амортизации, перерасчет налоговой базы на сумму недоначисленной амортизации против установленных норм не производят. Организация (предприятие), приобретающее объекты основных средств, бывшие в употреблении (если по такому имуществу принято решение о применении линейного метода начисления амортизации), вправе определять норму амортизации по данному имуществу с учетом срока полезного использования, пониженного на количество лет (месяцев) эксплуатации данного имущества прежним собственником.

Остаточную стоимость амортизируемого имущества устанавливают как разницу между первоначальной (восстановительной) стоимостью и суммой, начисленной за период амортизации. Несмотря на возможность применения различных методов начисления амортизации определяющим фактором амортизационной политики служит выбор оптимального амортизационного срока службы различных категорий основных средств. Выбор такого срока находится в компетенции руководства организации (предприятия).

Наряду с этим предусмотрено расширение возможностей использования залога при осуществлении кредитования долгосрочных инвестиций. Согласно Федеральному закону «Об ипотеке (залоге недвижимости)» от 16 июля 1998 г. № 102-ФЗ ипотека может быть установлена в обеспечение обязательства по кредитному договору, по договору займа, а также иного обязательства.

Ипотека обеспечивает уплату залогодателем (должником обязательства) залогодержателю (кредитору) основной суммы долга по кредитному договору или иному обеспеченному ипотекой обязательству полностью либо в части, предусмотренной в договоре об ипотеке. Ипотека, установленная в обеспечение кредитного договора (договора займа), обеспечивает уплату кредитору (заимодавцу) причитающихся ему процентов за пользование кредитом. Ипотека призвана способствовать развитию жилищного строительства.

Субъектам инвестиционной деятельности предоставлена возможность создавать собственные денежные фонды для развития производственного потенциала и решения социальных задач (фонды накопления, потребления и резервные). Основным источником их образования является чистая прибыль организаций (предприятий).

Второй блок форм регулирования инвестиционной деятельности — прямое участие государства в инвестиционной деятельности, осуществляемой в форме капитальных вложений. Это участие выражается в разработке, утверждении и финансировании проектов, реализуемых за счет средств федерального бюджета и бюджетов субъектов федерации. Формирование перечня строек и объектов нового строительства и технического перевооружения для федеральных и других государственных нужд, а также финансирование их за счет средств бюджетов осуществляет Правительство Российской Федерации. Размещение заказов на подрядные строительные работы для государственных нужд за счет средств федерального и региональных бюджетов для реализации инвестиционных проектов осуществляют государственные заказчики путем организации и проведения конкурсов. Правительство Российской Федерации может предоставлять на конкурсной основе гарантии по инвестиционным проектам, реализуемым за счет федерального бюджета. Размещение средств бюджета осуществляется, как правило, на возвратной срочной основе с уплатой процентов за пользование ими в размерах, определяемых законом о федеральном бюджете на соответствующий год.

Для финансирования инвестиционных программ государство вправе выпускать облигационные займы, вовлекать в инвестиционный процесс временно приостановленные и законсервированные стройки и объекты, находящиеся в федеральной собственности. Государство также предоставляет отечественным и иностранным инвесторам право на поиски, разведку и добычу минерального сырья на участках недр в форме соглашений о разделе продукции.

Данная форма инвестирования регулируется специальным федеральным законодательством.

Третий блок — иные формы регулирования инвестиционной деятельности — включает в себя экспертизу проектов и защиту субъектов данной деятельности. Все инвестиционные проекты независимо от форм собственности и источников финансирования до их утверждения подлежат экспертизе. Ее проводят для предотвращения создания объектов, использование которых нарушает права юридических и физических лиц и не отвечает требованиям утвержденных стандартов (норм и правил), а также для оценки эффективности капитальных вложений. Порядок проведения государственной экспертизы инвестиционных проектов устанавливает Правительство Российской Федерации.

Защита прав субъектов инвестиционной деятельности выражается в:

• обеспечении равных прав при осуществлении инвестиционной деятельности;

• организации гласности при обсуждении инвестиционных проектов;

• праве обжалования в судебном порядке любых решений органов государственного управления и должностных лиц, противоречащих интересам юридических лиц и граждан в соответствии с требованиями законодательства.

Средства, вложенные в капитальные вложения, и сами объекты капитальных вложений могут быть:

• национализированы — только при условии возмещения государством убытков, понесенных субъектами инвестиционной деятельности;

• реквизированы — по решению органов государственной власти в случае и порядке, определенном Гражданским Кодексом Российской Федерации.

Страхование капитальных вложений осуществляют в соответствии с законодательством Российской Федерации.


0005372904242178.html
0005438155936019.html

0005372904242178.html
0005438155936019.html
    PR.RU™