МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА ЗАНЯТИЯ № 23

Предыдущая12345678910111213Следующая

Тема: Коллоквиум по теме «Химия и обмен липидов».

Цель занятия: Контроль и коррекция знаний студентов по теме путем индивидуального собеседования.

Вопросы для самоподготовки:

1.Определение и классификация липидов.

2.Функции липидов в организме. Липиды тканей и пищи. Суточная потребность.

3.Высшие жирные кислоты. Классификация. Строение. Биологическая роль.

4.Простые липиды - ацилглицерины. Животные жиры и растительные масла.
Строение и биологическая роль. Жировые константы. Воска.

5.Сложные липиды - глицерофосфолипиды, сфинголипиды, гликолипиды.
Строение и биологическая роль. Представители.

6.Стероиды. Строение и биологическая роль холестерина. Эфиры холестерина. Желчные кислоты, свободные и парные.

7.Пищевые жиры, физиологическая роль, переваривание. Роль желчных
кислот и панкреатической липазы в переваривании липидов. Переваривание фосфолипидов и эфиров холестерина, ферменты. Всасывание продуктов переваривания. Холеиновые кислоты. Энтерогепатическая циркуляция желчных кислот.

8.Нарушения переваривания и всасывания липидов. Почему заболевания
желчного пузыря, желчевыводящих путей печени могут сопровождаться
стеаторреей? Почему стеаторрея сопровождает заболевания поджелудочной железы?

9.Ресинтез глицеролипидов в стенке кишечника, образование хиломикронов. Алиментарная гиперлипидемия. Транспорт триглицеридов и холестерина в организме. Липопротеидлипаза.

10.Транспортные формы липидов - липопротеиды плазмы крови. Характеристика отдельных классов липопротеидов - физико-химические свойства, липидный состав, апопротеины. Атерогенные (ЛПНП) и антиатерогенные (ЛПВП) липопротеиды. Тканевые рецепторы липопротеидов. Рецептор-опосредованный транспорт холестерина, нарушения при семейных гиперхолестеринемиях. Роль печени в образовании и секреции липопротеидов. Липотропные факторы.

11.Резервирование и мобилизация триглицеридов в жировой ткани. Активация тканевой липазы адреналином и глюкагоном. Роль инсулина. Транспорт жирных кислот альбуминами. Физиологическая роль резервирования и мобилизации жиров, нарушение при ожирении.


12.Окисление жирных кислот. Активация жирных кислот и транспорт в митохондрии, роль карнитина. Теория β-окисления, последовательность реакций, ферменты. Акцепторы водорода при окислении жирных кислот. Судьба ацетил-КоА. Связь окисления жирных кислот с ЦТК и дыхательной цепью. Энергетика окисления жирных кислот.

13.Биосинтез жирных кислот. Потребность в С02, роль биотина. Синтетаза жирных кислот - мультиферментный комплекс. Последовательность реакций и ферменты, образование пальмитиновой кислоты. Связь синтезы жирных кислот с пентозным циклом. Элонгазы и десатуразы эндоплазматического ретикулума. ПНЖК - незаменимые факторы пищи.



14.Кетогенез. Реакции синтеза кетоновых тел из ацетил-КоА. Строение и биологическая роль кетоновых тел. Механизм развития кетонемии при усиленном распаде жиров, связь с инсулиновой недостаточностью, голоданием.

15.Биосинтез триглицеридов и фосфолипидов. Роль фосфатидовой кислоты.
Нарушения обмена триглицеридов и фосфолипидов.

16.Биосинтез холестерина из ацетата. Основные стадии. Гидроксиметилглутарил-КоА:редуктаза - ключевой фермент, а мевалоновая кислота -ключевой метаболит в биосинтезе холестерина. Регуляция активности ГМГ-КоА редуктазы.

17.Окисиление холестерина в желчные кислоты и стероидные гормоны -
основной путь выведения холестерина из организма. Метаболическая и
структурная роль холестерина в организме. Роль холестерина в происхождении желчнокаменной болезни. Гиперхолестеринемия и современные представления о биохимических механизмах развития атеросклероза. Биохимическая диагностика атеросклероза. Биохимические основы лечения гиперхолестеринемий и атеросклероза.

18.Регуляция липидного обмена, клеточные и центральные механизмы регуляции.

19.Связь обмена липидов с витаминным балансом. Какие гипо- и авитаминозы возникают при нарушении переваривания и всасывания липидов?

20.Пути образования и использования ацетил-КоА в клетке. Связь обмена липидов с обменом углеводов и белков.

21.Липидный бислой - основа строения биологичевских мембран. Барьерная и матриксная функции липидного бислоя. Фосфолипиды и холестерин - главные липидные компоненты бислоя. Структурная роль холестерина в плазматической мембране клетки.

22.Белки мембран - ферменты, рецепторы, переносчики, ионные каналы. Гликопротеины плазматической мембраны, роль в межклеточных контактах. Гликолипиды. Роль в рецепции.

23.Общие свойства мембран: жидко-кристаллическое состояние липидов,
ассиметрия состава и физико-химических свойств, избирательная проницаемость, активный и пассивный транспорт.


24.Особенности плазматической мембраны: высокое содержание холестерина и сфингомиелина, наличие специфических рецепторов, участие в межклеточных контактах, эндоцитоз и экзоцитоз. Мембраны митохондрий, клеточного ядра, лизосом и эндоплазматического ретикулума.

25.Мембраны и болезни. Основные механизмы повреждения мембран в условиях патологии: активация перекисного. окисления липидов и фосфолипаз.

Е.А.Бородин

Зав.кафедрой биохимии,

профессор


МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА ЗАНЯТИЯ № 24 Тема: Переваривание и всасывание белков.

Цель занятия: изучить основы рационального белкового питания, процессы переваривания и всасывания белков в желудочно-кишечном тракте.

Средства достижения цели:

1. Литература. Основная: Конспекты лекций. Учебник Березов Т.Т.,

Коровкин Б.Ф; 2004 с.409-428. 2002 с. 318-333;

Николаев А.Я. Биохимия. 2001, с.303-308. Северин Е.С.

Биохимия. 2003, с.459-469. Северин Е.С. Биохимия- краткий

курс с упражнениями и задачами. 2001, с.226-229.

Алейникова Т.В. Руководство к практическим занятиям по

биохимии..2000, с.66.

Дополнительная: Щербак И.Г. Биохимия, 2005, с.267-275.

Кушманова О.Д., Ивченко Г .М.Руководство к

практическим занятиям по биохимии.1983,с. 169-174,

раб. 66, 67. Эллиот В., Эллиот Д., Биохимия и молекулярная

биология. 2000, с. 55-58.

2. Обучающе-контролирующая программа для персонального компьютера.

3. 3Учебные таблицы.

4. Лабораторная работа.

Основные вопросы темы:

1.Биологическая роль белков в организме.

2.Положительный и отрицательный азотистый баланс. Критика понятия о
белковом минимуме.

3.Нормы белка в питании. Социальные, технологические проблемы.

4.Полноценность белков. Белковое недоедание, проблемы.

5.Переваривание белков в ЖКТ. Активация ферментов.

6.Всасывание продуктов переваривания.

7.Гниение белков в кишечнике, детоксикация в печени.

8.Желудочный сок, состав, нарушения. Анализ желудочного сока.

Самостоятельная внеаудиторная подготовка.

Прочитайте указанную литературу. Проверьте усвоение учебного мате­риала, выполнив письменное задание.

1.Дать определение азотистого баланса, назвать его виды.

2.При каких физиологических и патологических состояниях он изменяется
и как?

3.Дать определение белкового минимума и нормы белка в питании.

Заполните таблицу:


Продукты, содержащие полноценные белки.


Продукты, содержащие неполноценные белки.



1.

2. 3. 4. 5.


1.

2.

3.

4.

5.


4.Назвать три этапа переваривания белков: локализацию каждого этапа, ферменты, их активацию и продукты, образующиеся на каждом этапе.

5.Описать биологическое значение переваривания белков.

6.Желудочный сок: а) нормальные составные части

б) патологические.

7.Виды кислотности желудочного сока. Норма.

8.Как отражается на белковом обмене заболевания: а) желудка, б) поджелудочной железы, в) печени.

Самостоятельная работа на занятии.

Задание 1. Закрепить знания по теме занятия - работа на персональном компьютере с обучающе-контролирующей программой по теме занятия.

Задание 2. Лабораторная работа:

1.Определение кислотности желудочного сока в неизвестной пробе, с. 68, раб. 39.

2.Качественная реакция Уфельмана на молочную кислоту и бензидиновая проба на кровь, с. 174, р.67.

Методики записать в методическую тетрадь. Сделать заключения по результатам анализа.


Зав. кафедрой биохимии, профессор Е.А. Бородин

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА ЗАНЯТИЯ № 25 Тема: Общие пути обмена аминокислот в тканях.

Цель занятия: изучить общие пути катаболизма обмена аминокислот в

тканях, пути образования и обезвреживания аммиака,

конечных продуктов азотистого обмена.

Средства достижения цели:

1. Литература. Основная: Конспекты лекций. Учебник Березов Т.Т.,

Коровкин Б.Ф.Биохимия. 2004 с. 431-451, 464-468. 2002 с.335-354; Николаев А.Я. Биохимия. 2001, с.237-243. Северин Е.С. Биохимия. 2003, с.49-490. Северин Е.С. Биохимия- краткий курс с упражнениями и задачами. 2001, с.232-242.

Алейникова Т.В. Руководство к практическим занятиям

по биохимии. 2000, с.71-72.

Дополнительная: Щербак И.Г. Биохимия, 2005, с.306-319.

Бородина Г.П., Бородин Е.А.."Биохимический диагноз", 2006,

с.11-17.Кушманова О.Д., Ивченко Г.М. Руководство к

практическим занятиям по биохимии. 1983, с. 225-228, раб.85.

Эллиот В., Эллиот Д., Биохимия и молекулярная биология.

2000, с. 55-58. Гринстейн Б. Наглядная биохимия, 2000,с.100.

2.Обучающе-контролирующая программа для персонального компьютера.

3.Учебные таблицы.

4.Лабораторная работа.

Основные вопросы темы:

1.Судьба всосавшихся аминокислот.

2.Белки плазмы крови.

3.Транспорт АМК в клетки.

4.Пути превращения АМК в тканях.

5.Трансаминирование, химизм, ферменты, участие витамина В6, роль
дикарбоновых кето- и аминокислот.

6.Клиническое значение трансаминаз.

7.Дезаминирование: прямое, непрямое,типы реакций для определения АМК.

8.Декарбоксилирование.

9. Пути обезвреживания аммиака в разных тканях.
10.Глутамин, аспарагин. Роль амидов, глютаминаза почек.
11.Синтез мочевины в печени.

12.Конечные азотистые продукты, выделяемые с мочей. 13.Остаточный азот крови. Диагностическое значение.

Самостоятельная внеаудиторная подготовка к занятию.

Прочитайте указанную литературу. Проверьте усвоение путем выполнения

письменного задания.

Задание 1. Перечислить пути, утилизации АМК, общие пути превращения

АМК. Какие источники АМК использует клетка для синтеза

специфичных белков?


Задание 2. Задание 3.

Задание 4. Задание 5.

Задание 6. Задание 7. Задание 8.

Задание 9. Задание 10.

Задание 1.

Задание 2.


Как изменяется состав белков плазмы при гепатитах, при голодании? Укажите причины.

Составить задачу о возможных нарушениях активности трансаминаз у работников цеха "Химчистки".

Какие 2 вещества участвуют в непрямом дезаминировании? Какие АМК подвергаются прямому окислительному и неокисли­тельному дезаминированию.

Назовите конечные продукты распада АМК.

Назвать 2 основные реакции обезвреживания аммиака.

Назвать вещества, входящие в понятие "остаточного азота", привести их норму в крови.

У больных повышены показатели остаточного азота: а)мочевина, б) аммонийные соли, в) азот АМК. Назовите заболевание больных.

На основании всех известных вам процессов в печени - назовите ее функции.

Самостоятельная работа на занятии.

Закрепить знания по теме занятия - работа на персональном компьютере с обучающе-контролирующей программой по теме занятия.

Выполнить лабораторную работу: «Уреа-тест» мочевины крови, количественное определение мочевины в сыворотке крови уреазным методом. раб.41,с.71.

Сделать записи методик, объяснить полученные результаты.




Зав.кафедрой биохимии, профессор


Е.А.Бородин


0001540886726269.html
0001567698760404.html

0001540886726269.html
0001567698760404.html
    PR.RU™