Анализ показателей рентабельности предприятия.  

Анализ показателей рентабельности предприятия.

Предыдущая12345678910111213141516Следующая

Рентабельность-степень доходности, выгодности, прибыльности бизнеса. Она измеряется с помощью системы относительных показателей, характеризующих эффективность работы предприятия в целом, доходность разных направлений деятельности: производственной, коммерческой, инвестиционной; выгодность производства отдельных видов продукции и услуг.

Показатели рентабельности более полно, чем прибыль характеризуют окончательный результат хозяйствования, т.к. их величина отражает соотношения эффекта с вложенным капиталом или потребленными ресурсами. Их используют для оценки деятельности предприятия и как инструмент в инвестиционной политике и ценообразования.

Показатели рентабельности можно объединить в 3 группы:

1)показатели базирующиеся на затратном подходе (рентабельность продукции, рентабельность операционной деятельности, рентабельность инвестиционной деятельности, рентабельность отдельных инвестиционных проектов, обычной деятельности);

2)показатели характеризующие прибыльность продаж (валовая рентабельность продаж, чистая рентабельность продаж);

3)показатели в основе которых ресурсный подход (рентабельность совокупных активов, рентабельность операционного капитала, рентабельность основного капитала, рентабельность собственного капитала).

Рассчитываются отношением прибыли от реализации до выплаты % и налогов к сумме затрат по реализованной продукции. Она показывает сколько предприятие имеет прибыли с каждого рубля затраченного на производство и реализацию продукции. Может рассчитываться по предприятию в целом и по отдельным видам продукции.

Рентабельность операционной деятельности рассчитывается в целом по предприятию как отношение прибыли от операционной деятельности. Этот показатель характеризует окупаемость затрат в операционной деятельности, он полнее отражает результаты работы предприятия, т.к. в его расчете учитывается не только реализационные, но и внереализационные результаты относящиеся к основной деятельности.

Аналогично определяется окупаемость инвестиционных проектов. Полученная или ожидаемая сумма прибыли от проекта относится к сумме инвестиций в данный проект.

Рентабельность продаж (оборота) рассчитывается делением прибыли от реализации до выплаты % и налогов на сумму полученной выручки. Характеризует эффективность производственной и коммерческой деятельности, т.е. сколько прибыли имеет предприятие с 1 рубля продаж. Широкое распространение получил в рыночной экономике, рассчитывается как в целом по предприятию, так и по отдельным видам продукции.

Рентабельность операционного капитала определяется отношением брутто прибыли от операционной деятельности до выплаты % и налогов к среднегодовой стоимости операционного капитала. Он характеризует доходность капитала задействованного в операционном процессе.



Рентабельность совокупных активов определяется отношением брутто прибыли от обычной деятельности до выплаты % и налогов к среднегодовой суммы совокупного капитала. Он характеризует доходность всего совокупного капитала вложенного в активы предприятия.

В процессе анализа следует учитывать динамику перечисленных показателей рентабельности, выполнение плана по их уровню и провести межхозяйственное сравнение с предприятиями конкурентами. После чего определяют факторы формирующие их уровень.

Уровень рентабельности продукции рассчитанный в целом по предприятию зависит от 3 основных факторов: изменения структуры реализ. продукции, ее себестоимости, средних цен реализации.

далее проводится факторный анализ рентабельности по каждому виду продукции

Результаты расчета покажут какие виду продукции на предприятии более доходные, как изменился уровень рентабельности за исследуемый период и какие факторы на это повлияли.

После это надо более детально изучить причины изменения среднего уровня цен и рассчитать их влияние на уровень рентабельности.

Нужно установить за счет каких факторов изменилась с/с продукции и определить их влияние на уровень рентабельности.

Такие расчеты проводятся по каждому виду продукции, что позволяет точнее оценить эффективность операционной деятельности и полнее выявить внутрехозяйственные резервы роста рентабельности на предприятии. Аналогично проводится факторный анализ рентабельности продаж. Детерминированная факторная модель по предприятию имеет следующий вид:

зная из-за каких факторов изменилась прибыль и выручка от реализации продукции, определяют их влияние на изменение уровня рентабельности.

Аналогично осуществляется факторный анализ рентабельности совокупного капитала. Общая сумма брутто прибыли зависит от объема реализованной продукции, её структуры, с/с, среднего уровня цен и прочих финансовых результатов несвязанных с реализацией продукции и услуг

среднегодовая сумма основного и оборотного капитала зависит от объема продаж и скорости оборота капитала

Коб=В/ОФ

Чем быстрее оборачивается капитал на предприятии, тем меньше его требуется для обеспечения запланированного объема продаж и наоборот замедление оборачиваемости капитала требует дополнительного привлечения средств для обеспечения того же объема производства и реализации продукции.

При углубленном анализе нужно изучить влияние факторов от которых зависит изменение среднереализационных цен, с/с продукции и внереализационных результатов.

Рентабельность операционного капитала зависит от тех же факторов, что и рентабельность совокупного капитала за исключением финансовых результатов от инвестиционной и финансовой деятельности

рост рентабельности является положительной тенденцией в ФХД. Значение коэффициента рентабельности не имеет норм, чем выше их величина, тем лучше работает предприятие, при этом коэффициент рентабельности не всегда учитывает особенность деятельности организации, это возможно когда организация может быть высокорентабельной за счет осуществления рискованных проектов. В итоге это может привести к потере финансовой устойчивости.

Долгосрочные инвестиции как правило влияют на коэффициента рентабельности в сторону их снижения. Расчет рентабельности капитала основывается на учетных, а не на рыночных оценках стоимости и дает неточный результат.


0000280389365097.html
0000327402362219.html

0000280389365097.html
0000327402362219.html
    PR.RU™